Смоляров Я.Г.
(Инструктор Центрального бюро юных пионеров, активный участник организации "Артека")
 
"Друг пролетарской детворы".
(отрывок)
 
Зиновий Петрович был одним из первых, кто чрезвычайно метко и правильно указал нам на все недостатки наших лагерей, страдавших в то время "идейщиной", ночными тревогами и т. д., но, критикуя наши лагеря, он тут же вносил свои деловые предложения, и именно ему принадлежит идея развертывания санаторных, действительно оздоровительных лагерей юных пионеров.
 
Созданный в Крыму санаторный лагерь юных пионеров через год стал образцовым для всего СССР. Этот лагерь возник, строился, улучшал свою работу и расширялся по мысли, под руководством и при непосредственном участии З.П.Соловьева.
 
"Артек" был одним из любимых учреждений Зиновия Петровича. Уже будучи серьезно больным, он стремился в "Артек", где в скромном домике на берегу моря в нескольких шагах от шумного лагеря он находил себе отдых. Он любил этот лагерь с его обитателями, всегда радостыми и веселыми, он умел замечать в ребятах часто трудно уловимые черты характера, которые даже для нас, работников пионерского движения, оставались незамеченными. В каждой группе ребят у Зиновия Петровича было много друзей; всегда этих ребят можно було видеть вместе с ним. Они сопровождали его на прогулках; устраивались групкой у его домика, сообщали новости лагеря и забрасывали его вопросами. Все получали советы и были удовлетворены. И здесь даже на отдыхе Зиновий Петрович помогал нам всячески в работе; он приходил часто на совещания работников, и его замечания и советы, пропитанные глубоким знанием окружающей обстановки, приносили нам большую пользу.
 
И понятно, почему этот лагерь стал образцом не только медицинской, но и чисто воспитательной работы: рн нес на себе отпечаток влияния З.П.Соловьева.
 
Через два года после открытия "Артека" в ряде городов СССР возникли аналогичные лагеря, в их развертывании начали принимать более широкое участие общественные организации. И здесь З.П.Соловьев оказался лучшим другом нашего дела: он поднял вопрос материальной помощи этим лагерям, и средства, отпущенные РОКК, безусловно оказали огромную поддержку в развитии санаторного и лагерного дела. З.П.Соловьев прекрасно понимал значение многих тысячкомсомольцев, призванных воспитывать пролетарскую смену, он понимал, что охрана здоровья этих вожатых является не менее важной задачей дня, и вот по его инициативе в Алуште, на Южном берегу Крыма, возникает дом отдыха для вожатых пионерского движения. Зиновий Петрович не забывал справляться о ходе работы по обслуживанию юных пионеров в провинции, он лично присутствовал на заседаниях, посвященных этому вопросу, и брал на дом для ознакомления различные материалы.
 
В лице Зиновия Петровича мы, работники Центрального бюро юных пионеров, видели старшего товарища-юольшевика, который нам хочет помочь в нашей большой и трудной работе, и часто мы приходили советоваться к Зиновию Петровичу по особенно трудным для нас вопросам. Его глубокий ум и знание жизнивсегда помогали нам, и мы уходили от него ободренные его советами. Любовь Зиновия Петровича к юным пионерам был алюбовью старого революционера-большевика к новой растущей смене. В нашей работе - в лагере или на площадке - Зиновий Петрович видел шаг к улучшению жизни нашей пролетарской детворы, и это его радовало.
закрыть
   
|